Развитие познавательной активности малышей

9-10 мес.

  Продолжать совершен­ствовать навыки исследовательских действий, протекающих в фор­ме ознакомительной игры с предметами. Развивать ассоциатив­ные связи между зрением и слухом, зрением и осязанием, осяза­нием и положением тела в пространстве, т. е. зрительно-слуховые, зрительно-тактильно-кинестетические ориентировки.
Учить выполнять более сложные ручные операции (анализ в действии): разъединение целого предмета на части (снятие колец со стержня, снятие втулок с ленты и т. п.), раскладывание однородных и неоднородных предметов (выкладывание шариков по 1 из ведерка, выкладывание кубиков по 1 из коробки). Раз­вивать устойчивость и целенаправленность действий с предметами, умение выполнять заданную программу с опорой на автодидак­тические свойства игрушек и предметов, специально подобран­ных для занятий.
С помощью взрослого выполнять противоположные операции (синтез в действии): составление из частей целого предмета, т. е. присоединение по I однородных и разнородных предметов. Например, складывание в мисочку разбросанных шариков, складывание в коробку кубиков, а также различных игрушек.
Выполнять в более сложном варианте все виды соотнесений предметов (с местом, целого с частью и т. п.). При этом про­должать совершенствовать движения руки по направлению к предмету: петлеобразное - накладывание ладони на предмет, захватывающее сверху, скользящее - приближение к предмету по поверхности, обхватывающее сбоку или снизу, плавное - опуска­ние руки на предмет под углом, затем схватывание его сбоку, снизу, сверху в зависимости от конструктивных особенностей предмета, расположения его в пространстве.
Продолжать совершенствовать мелкую моторику рук. При дей­ствиях с предметами способствовать активной позиции большого пальца, учитывая различие в физических свойствах (форма, упругость, тяжесть, положение в пространстве).

Занятие 1 

Цель. Учить выполнять последовательно цепь однотипных действий (например, снятие шаров со шнура). Выделять предметы из группы одинаковых. Развивать устойчивость действий с пред­метами. 

Материал. Шнур (длиной 1 м, толщиной 0,8-1 см), на который нанизано 7-10 шаров (диаметром 3-5 см), имеющих сквозное отверстие по оси симметрии. Материал подбирается из расчета на 1 ребенка. Цвет шаров произвольный.

Ход занятия. Ребенок сидит (или стоит, держась за опору) у дидактического или ленточного столика. Взрослый складывает 4 шнура, связывает их с одного конца и закрепляет с помощью стойки (можно исполь­зовать стержень от обыкновенной пирамидки или стержень для нанизывания колец на дидактическом столике). Раскладывает на достаточном расстоянии один от другого шнуры, которые рас­ходятся лучами от центра. На концы шнуров нанизываются ша­рики - заранее или в присутствии ребенка (Взрослый действует, переходя от одного шнура к другому).
  Взрослый показывает, как можно снять шарик со шнура. Затем дети действуют самостоятельно с небольшой помощью взрослого. Воспитатель поочередно им помогает.
Варианты. Аналогичное занятие проводится с другими пред­метами, имеющими сквозное отверстие (втулки, кольца, кубы и т. п.). Можно изменить цветосочетание предметов (например, по­добрать разноцветные шары, или на каждый шнур нанизать шары какого-то одного цвета, или подобрать их по цветам спектра) или взять шары, различные по величине и т. п.

Занятие 2

Цель. Развивать ориентировочно-исследовательскую деятель­ность при действиях с предметами, обладающими скрытыми свой­ствами. Обогащать предметно-игровую деятельность смысловым содержанием (например, открыть коробочку, чтобы посмотреть, что в ней лежит). Развивать зрительно-слуховые, кинестетические связи, мелкую моторику рук, координацию движений.
Материал. Небольшие коробочки квадратной формы или овальной формы (15 X 15 X 15 см, 10 X 15 X 10 см), а также круглые в форме диска (диаметром 10-15 см). Ко всем коробкам прикреплены крышки, которые открываются разными способами: проталкиванием (в виде пенала), открыванием сверху (в виде шкатулки), откидыванием сбоку. Вовнутрь коробочек положены мелкие предметы, связанные гирляндой (колокольчики, яркие лен­точки, шарики небольших размеров из различных материалов). Число коробок соответствует количеству ребенка, участвующих в за­нятии.
Ход занятия. Ребенок стоит или сидит за сто­лом. взрослый дает коробочку. Встряхивает ее, обращает внимание на возникающий при этом звук. Значит, что-то внутри лежит. Взрослый не показывает ребенку, как открывается коробка. Он побуждает малыша к самостоятельному поиску, но прибегает к совместным действиям, если ребенку необходима помощь. Однако и в этом случае взрослый не сразу открывает ребенку способ действия, стимулируя его самостоятельность в на­хождении секрета коробочки.
Во второй части занятия, когда коробочки открыты, ребенок самостоятельно рассматривают их содержимое.
Варианты. На следующем занятии взрослый заменяет коробки с тем, чтобы к ребенку попала коробочка другой конст­рукции.

Занятие 3

Цель. Совершенствовать умение соотносить предметы, ориен­тируясь на их положение в пространстве. Продолжать развивать устойчивость и целенаправленность действий с предметами, уме­ние выполнять их по подражанию за взрослым (в данном случае проталкивать и сталкивать шары). Совершенствовать самостоя­тельные двухактные действия: проталкивать шары по 1 (анализ в действии), скатывать и собирать по 1 (синтез в действии) с опо­рой на автодидактические свойства игрушки (шароброс со скатом ) . Развивать локомоции, ориентируясь на предметы в пространстве. Совершенствовать координацию рук и моторику пальцев.
Материал. Шароброс со скатом.

Пособие изготовлено в виде коробки длиной 60 см, шириной 40 - 50 см, высотой 30 см. Коробка имеет одну широкую сторону. Внутреннее простран­ство разделено пополам картоном. Он закреплен изнутри на середине второй широкой стороны и перегнут пополам, образуя скаты, обращенные к нижней узкой стороне коробки. В этом месте с двух сторон делают прорези в виде полу­круга (радиусом 15 см). На верхней широкой поверхности коробки вырезают круглые отверстия (радиусом 1,5 - 3 см), расположенные симметрично в 2 ряди с интервалом 4-5 см. Прорези делают на одинаковом расстоянии ( 10- 12 см) от средней (верхней) линии скатов. Чтобы шары не раскатывались по всей площади пола, со стороны скатов кладут ограничители.

Ход занятия. Шарики расположены на ковре недалеко один от другого. В середине ковра поставлен шароброс со скатом. взрослый показывает детям, как опустить шарики в коробку. Эмо­ционально обыгрывает внезапное их появление из отверстия ко­робки: «Возьму шарик (показ), опущу в дырочку (показ). Пока­тился! Где шарик? Вот он (показ)!»

Во второй части занятия взрослый побуждает ребенка само­стоятельно, доступным способом опускать шары в прорезь. Затем, когда все шары собраны, взрослый уточняет, что все они собра­ны вместе, их много. Если у ребенка раннего возраста есть жела­ние продолжать игру, вторую часть занятия можно провести по­вторно.

Сделать бесплатный сайт с uCoz