|
Развитие познавательной активности малышей
9-10 мес.
- Продолжать совершенствовать навыки исследовательских действий, протекающих в форме ознакомительной игры с предметами. Развивать ассоциативные связи между зрением и слухом, зрением и осязанием, осязанием и положением тела в пространстве, т. е. зрительно-слуховые, зрительно-тактильно-кинестетические ориентировки.
- Учить выполнять более сложные ручные операции (анализ в действии): разъединение целого предмета на части (снятие колец со стержня, снятие втулок с ленты и т. п.), раскладывание однородных и неоднородных предметов (выкладывание шариков по 1 из ведерка, выкладывание кубиков по 1 из коробки). Развивать устойчивость и целенаправленность действий с предметами, умение выполнять заданную программу с опорой на автодидактические свойства игрушек и предметов, специально подобранных для занятий.
- С помощью взрослого выполнять противоположные операции (синтез в действии): составление из частей целого предмета, т. е. присоединение по I однородных и разнородных предметов. Например, складывание в мисочку разбросанных шариков, складывание в коробку кубиков, а также различных игрушек.
- Выполнять в более сложном варианте все виды соотнесений предметов (с местом, целого с частью и т. п.). При этом продолжать совершенствовать движения руки по направлению к предмету: петлеобразное - накладывание ладони на предмет, захватывающее сверху, скользящее - приближение к предмету по поверхности, обхватывающее сбоку или снизу, плавное - опускание руки на предмет под углом, затем схватывание его сбоку, снизу, сверху в зависимости от конструктивных особенностей предмета, расположения его в пространстве.
- Продолжать совершенствовать мелкую моторику рук. При действиях с предметами способствовать активной позиции большого пальца, учитывая различие в физических свойствах (форма, упругость, тяжесть, положение в пространстве).
|
Занятие 1
Цель. Учить выполнять последовательно цепь однотипных действий (например, снятие шаров со шнура). Выделять предметы из группы одинаковых. Развивать устойчивость действий с предметами.
Материал. Шнур (длиной 1 м, толщиной 0,8-1 см), на который нанизано 7-10 шаров (диаметром 3-5 см), имеющих сквозное отверстие по оси симметрии. Материал подбирается из расчета на 1 ребенка. Цвет шаров произвольный.
- Ход занятия. Ребенок сидит (или стоит, держась за опору) у дидактического или ленточного столика. Взрослый складывает 4 шнура, связывает их с одного конца и закрепляет с помощью стойки (можно использовать стержень от обыкновенной пирамидки или стержень для нанизывания колец на дидактическом столике). Раскладывает на достаточном расстоянии один от другого шнуры, которые расходятся лучами от центра. На концы шнуров нанизываются шарики - заранее или в присутствии ребенка (Взрослый действует, переходя от одного шнура к другому).
- Взрослый показывает, как можно снять шарик со шнура. Затем дети действуют самостоятельно с небольшой помощью взрослого. Воспитатель поочередно им помогает.
- Варианты. Аналогичное занятие проводится с другими предметами, имеющими сквозное отверстие (втулки, кольца, кубы и т. п.). Можно изменить цветосочетание предметов (например, подобрать разноцветные шары, или на каждый шнур нанизать шары какого-то одного цвета, или подобрать их по цветам спектра) или взять шары, различные по величине и т. п.
Занятие 2
- Цель. Развивать ориентировочно-исследовательскую деятельность при действиях с предметами, обладающими скрытыми свойствами. Обогащать предметно-игровую деятельность смысловым содержанием (например, открыть коробочку, чтобы посмотреть, что в ней лежит). Развивать зрительно-слуховые, кинестетические связи, мелкую моторику рук, координацию движений.
- Материал. Небольшие коробочки квадратной формы или овальной формы (15 X 15 X 15 см, 10 X 15 X 10 см), а также круглые в форме диска (диаметром 10-15 см). Ко всем коробкам прикреплены крышки, которые открываются разными способами: проталкиванием (в виде пенала), открыванием сверху (в виде шкатулки), откидыванием сбоку. Вовнутрь коробочек положены мелкие предметы, связанные гирляндой (колокольчики, яркие ленточки, шарики небольших размеров из различных материалов). Число коробок соответствует количеству ребенка, участвующих в занятии.
- Ход занятия. Ребенок стоит или сидит за столом. взрослый дает коробочку. Встряхивает ее, обращает внимание на возникающий при этом звук. Значит, что-то внутри лежит. Взрослый не показывает ребенку, как открывается коробка. Он побуждает малыша к самостоятельному поиску, но прибегает к совместным действиям, если ребенку необходима помощь. Однако и в этом случае взрослый не сразу открывает ребенку способ действия, стимулируя его самостоятельность в нахождении секрета коробочки.
- Во второй части занятия, когда коробочки открыты, ребенок самостоятельно рассматривают их содержимое.
- Варианты. На следующем занятии взрослый заменяет коробки с тем, чтобы к ребенку попала коробочка другой конструкции.
Занятие 3
- Цель. Совершенствовать умение соотносить предметы, ориентируясь на их положение в пространстве. Продолжать развивать устойчивость и целенаправленность действий с предметами, умение выполнять их по подражанию за взрослым (в данном случае проталкивать и сталкивать шары). Совершенствовать самостоятельные двухактные действия: проталкивать шары по 1 (анализ в действии), скатывать и собирать по 1 (синтез в действии) с опорой на автодидактические свойства игрушки (шароброс со скатом ) . Развивать локомоции, ориентируясь на предметы в пространстве. Совершенствовать координацию рук и моторику пальцев.
- Материал. Шароброс со скатом.
Пособие изготовлено в виде коробки длиной 60 см, шириной 40 - 50 см, высотой 30 см. Коробка имеет одну широкую сторону. Внутреннее пространство разделено пополам картоном. Он закреплен изнутри на середине второй широкой стороны и перегнут пополам, образуя скаты, обращенные к нижней узкой стороне коробки. В этом месте с двух сторон делают прорези в виде полукруга (радиусом 15 см). На верхней широкой поверхности коробки вырезают круглые отверстия (радиусом 1,5 - 3 см), расположенные симметрично в 2 ряди с интервалом 4-5 см. Прорези делают на одинаковом расстоянии ( 10- 12 см) от средней (верхней) линии скатов. Чтобы шары не раскатывались по всей площади пола, со стороны скатов кладут ограничители.
Ход занятия. Шарики расположены на ковре недалеко один от другого. В середине ковра поставлен шароброс со скатом. взрослый показывает детям, как опустить шарики в коробку. Эмоционально обыгрывает внезапное их появление из отверстия коробки: «Возьму шарик (показ), опущу в дырочку (показ). Покатился! Где шарик? Вот он (показ)!»
Во второй части занятия взрослый побуждает ребенка самостоятельно, доступным способом опускать шары в прорезь. Затем, когда все шары собраны, взрослый уточняет, что все они собраны вместе, их много. Если у ребенка раннего возраста есть желание продолжать игру, вторую часть занятия можно провести повторно.
|